Новости 100 новых лиц Казахстана: Хореограф Анвара Садыкова

100 новых лиц Казахстана: Хореограф Анвара Садыкова

100 новых лиц Казахстана: Хореограф Анвара Садыкова

 Истории успешных людей притягательны тем, что из них мы стремимся узнать секреты успеха по формуле «пришел – увидел – победил». Но примеры из жизни «охотников» за быстрой, порой иллюзорной славой постоянно учат нас, что только труд, целеустремленность и вера в то, что ты делаешь, дает хорошие результаты.

Серия публикаций о победителях проекта «100 новых лиц Казахстана» поможет понять эту непреложную истину. Наши герои, как вы сумеете убедиться, такие разные, но объединяет всех трудолюбие и, конечно же, не только это. Сегодня мы предлагаем познакомиться с еще одной победительницей проекта.

Это хореограф, лауреат премии Фонда Первого Президента РК – Елбасы, магистр искусств, педагог, исследователь и пропагандист казахской хореографии, член партии «Nur Оtan» Анвара Садыкова, которая рассказала о себе в эксклюзивном интервью ЛИТЕРу. Ее увлеченность и преданность своей профессии не только восхищает, но может вдохновить многих людей.

«Танец – это часть моей жизни. И все результаты, которые есть у меня сегодня – заслуга моей семьи, моих учителей, коллег и учеников». Предваряя рассказ об этом одаренном человеке, не могу скрыть восторга от чувства благодарности, которое есть у Анвары, причем, в избытке.

А ведь, согласитесь, похвастаться этим могут далеко не все. С первых минут общения Анвара Садыкова не переставала с таким восхищением и благодарностью упоминать людей, кто встречался на ее творческом пути, что перечисление всех этих имен и фамилий заняло бы, без преувеличения, почти всю газетную площадь, отведенную для публикации этой статьи.

– Анвара, была ли для вас неожиданностью победа на проекте «100 новых лиц Казахстана»?

– Не стану скрывать, новость о моей победе была для меня неожиданной, но приятной. Летом прошлого года Казахская национальная академия хореографии выдвинула мою кандидатуру на участие в этом проекте. Подала документы и в связи с большой занятостью на какое-то время забыла об этом вообще. Хочу сказать, что почти все, кто занимается балетом, профессиональным хореографическим искусством – люди довольно закрытые, немедийные. Как правило, они всегда остаются в тени. Безусловно, есть звезды большой величины, которые утвердились в своей профессии, достигли определенных высот, они говорят о своей работе публично. Но это бывает достаточно редко.

– Анвара, думаю, согласитесь со мной, что балет – это, прежде всего, огромный труд, который сопряжен с огромными физическими, интеллектуальными и эмоциональными затратами.

– Да, это так.

– Но вернемся к проекту. Чем он вам запомнился?

– Приятным открытием для меня были истории других победителей «100 новых лиц Казахстана», в позапрошлом году их было 102, а в году минувшем – 29. Очень приятно было познакомиться с этими замечательными людьми, узнать чем они занимаются, их удивительные истории.

1Анвара Садыкова.jpg

Анвара - милая девушка с огромным талантом и горящим сердцем.

- Скажу немного не по теме, но для меня это важно. В прошлом году моя мама сильно заболела. Врачи поставили диагноз – разрыв аневризмы головного мозга. Ее направили в Национальный центр нейрохирургии, где сделали экстренную операцию. И она выжила, встала на ноги… И что было удивительно, один из финалистов проекта «100 новых лиц Казахстана» Чингиз Шашкин имел самое непосредственное отношение к спасению моей мамы, как заведующий отделением этого центра. Команда нейрохирургов заслуживает самых лучших слов. Моя искренняя благодарность настоящим профессионалам своего дела. Сегодня мама радуется моей победе, видя плоды своего труда, воспитания – мне это очень приятно.

– Рада, что с мамой все в порядке. А как его Величество балет появился в вашей жизни? – Начну с того, что в детстве я была очень послушным ребенком. Когда папа был еще жив (ушел из жизни в 50 лет), мама меня активно водила в самые разные кружки города Балхаш, откуда я родом, в том числе и на танцы. Посещала музыкальную школу по классу скрипки, что дало мне навыки вслушиваться в музыку, не только слушать, но и слышать ее, без этого хореографу никак нельзя.

В 1985 году в наш город приехал знаменитый танцовщик Махмуд Эсамбаев. После его выступления, мама дала мне цветы, чтобы я подарила ему. Он меня поднял, поцеловал в лоб в знак благодарности. Мама сказала, что это было его благословением. Потом моя подруга предложила мне поучаствовать в конкурсном отборе в ансамбль «Ветерок», которым руководили Людмила Леонидовна и Иван Михайлович Струсинские. Скольких юных танцоров они ввели в мир танца, трудно сосчитать.

Так я начала выступать в этом ансамбле, после чего мне предложили поступить в Алматинское хореографическое училище имени А. В. Селезнева. У меня было такое чувство, что мне надо непременно ехать в южную столицу и в моей жизни должны произойти судьбоносные перемены. Мне тогда было всего 8 лет, и я сказала маме: «Мы едем в Алма-Ату!» Во время учебы жила в интернате, сильно плакала, потому что скучала по дому. Много болела. Мама приехала в Алматы с одним чемоданом, чтобы поддержать меня. Она много работала… Скажу больше, мама и папа – очень трудолюбивые люди. Это передалось и мне от них по наследству. В балете без этого никак не обойтись. И прежде чем я стала работать хореографом в Казахской национальной академии хореографии, мне пришлось немало потрудиться. И сегодня я счастлива, что у меня есть моя профессия, есть главное дело моей жизни. Понятие творчество и жизнь для меня уже неразделимы. Моя семья рядом, которая помогает мне, создавая условия, чтобы мне работалось комфортно.

– Расскажите о главных этапах своей творческой карьеры, начиная с учебы в училище? Как все это было?

– Учеба давалась нелегко, но училась хорошо и закончила училище в 2000 году с красным дипломом. Наш выпуск стал первой балетной труппой Театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой в Астане, которая начала продвигать профессиональное балетное искусство в столице.

Я одна из нашего выпуска осталась в Алматы и начала свою трудовую деятельность в Театре оперы и балета имени Абая. В это же время я поступила в Академию искусств имени Т. Жургенова на педагога-хореографа. Потом свою деятельность я продолжила в Алматинском хореографическом училище им. А. В. Селезнева, стала преподавать классический, а также историко-бытовой танец, общепрофессиональные дисциплины – введение в специальность, историю балета.

А в 2006 году мне предложили заведовать музеем. Также у меня за плечами учеба в магистратуре и аспирантуре. Кстати, я, по-моему, первый магистр искусств в области хореографии в Казахстане. Под руководством научного руководителя, профессора Жуйковой Людмилы Антоновны защитила магистерскую диссертацию на тему «Страницы творчества Заурбека Райбаева 60-70 годов ХХ века», а в аспирантуре нами проведена большая работа над диссертационной работой «Национальное и инонациональное в творчестве классиков казахстанской хореографии». Занимаясь наукой, я стала погружаться в историю хореографического искусства своей земли. Анвара Садыкова впервые вводит термин «неоказахская хореография».

В 2009 году стала лауреатом премии Фонда Первого Президента РК в номинации «Музейное дело».

Но самое главное за этот период я стала постановщиком казахского танца. – Анвара, насколько важен командный дух в деле, которым вы занимаетесь? – Балет, кино, опера – это коллективный труд. Находясь в хореографии, нельзя говорить «я, я, я». Есть слово «мы». И только если работать в сплоченной команде, будут большие результаты.

– А что можно сегодня сказать о развитии казахстанского балета?

– Большие успехи казахстанского балетного искусства в мировом пространстве налицо. Наши выпускники, артисты являются лауреатами престижных международных конкурсов, работают не только в Казахстане, но и являются приглашенными звездами мировых балетных сцен. Сегодня в стране четыре крупных балетных коллектива: Театр оперы и балета имени Абая, Театр танца под руководством Булата Аюханова, Астана Опера, Астана Балет. Есть, где обучать этому виду искусства – наряду с Алматинской хореографической школой, в 2016 году открылась Казахская национальная академия хореографии тогда еще в городе Астане, где есть многоуровневая система образования. Об этом мечтали наши педагоги. И все это стало возможным благодаря поддержке Первого Президента, Лидера нации Нурсултана Назарбаева. Когда есть такая мощная база, надо быть более ответственным к тому, что делаешь, и просто нельзя быть не успешным.

– Насколько комфортно вы себя чувствуете сегодня в профессии?

– Для работы созданы все условия. Нам очень нравится то, чем мы занимаемся...

– Говорят, если работа по душе, то всю жизнь не будешь работать. То есть, занимаясь любимым делом, человек не устает. Наверно, про балет так сказать нельзя, потому что нагрузки колоссальные?

– Это так, но главное, есть понимание, что ты делаешь и для чего, и это здорово! Еще у меня есть огромное чувство благодарности ко всем людям, профессионалам, у которых я училась и продолжаю учиться, кто помогал мне своим примером в моем становлении как хореографа.

– Что дарит ощущение радости и счастья?

– Счастлива тем, что в моей жизни есть такая профессия, которая позволяет мне говорить со зрителем, общаться с ним, а также есть великолепная национальная музыкальная культура, литературное наследие, история нашей земли, вдохновляющие меня на создание хореографических композиций; cтиль, который я именую неоказахской хореографией. Есть талантливые дети, студенты, артисты, которые через пластический язык мастерски передают мои и свои мысли, ощущения и понимание окружающего нас мира. И когда они получают призовые места на разных творческих состязаниях, когда мои номера представляются на гастролях, в больших концертных программах – это огромное творческое счастье.

Танец – часть моей жизни. И все результаты, которые есть у меня сегодня – это заслуга моей семьи, моих учителей, моих коллег и моих учеников. Все это делает меня счастливой!

– Талант нам дается свыше – это аксиома. А ваш рассказ еще раз убедил в том, что успех сам собой не приходит, для этого надо трудиться. Иначе ничего не добьешься. Успехов и вдохновения вам, Анвара, на творческом пути. И пусть поводов для радости и счастья будет еще больше! Благодарю!

 

СПРАВКА: Профессиональная деятельность Анвары началась в 2000 году. Она работала в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, Алматинском хореографическом училище им. А. Селезнева, Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, Государственном академическом театре танца РК под руководством Булата Аюханова, с 2017 года – старший преподаватель Казахской национальной академии хореографии в столице. В биографии в разные годы совмещаются педагогическая, научная, постановочная, просветительская и общественная виды деятельности. Читайте также Народная артистка Казахстана Жания Аубакирова выступит в Астана Опера Анвара Садыкова смогла раскрыть индивидуальные качества своих учеников, многие из них являются лауреатами международных хореографических конкурсов, которые работают на разных балетных сценах Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Также она постановщик свыше 40 хореографических композиций, одного балета.

Они с успехом представляются в рамках международных фестивалей, конкурсов и гастрольных поездок в Германии, Франции, Италии, Австрии, Латвии, США, ЮАР, а также Японии, ОАЭ, Китае, Турции, Таиланде, России, Башкортостане, Азербайджане, Кыргызстане и Казахстане. В научный оборот термин «неоказахская хореография» Анварой Садыковой вводится впервые.

Она автор более 20 научных статей по проблемам национального балетного искусства, соавтор трех монографий, автор сценария трех телевизионных программ, трех документальных фильмов, сорежиссер документального фильма «Казахский танец», снятого по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, киностудией «Казахфильм», который удостоен национальной кинопремии «Кулагер» в 2018 году. Более десяти лет Анвара Садыкова занимается музейным делом. Ею проводится большая творческая и научно-поисковая работа по собиранию, обработке, систематизации материалов, фото и кинодокументов по истории становления и развития казахстанской хореографии. В рамках данной работы организовано более десяти фотовыставок на разных площадках г. Алматы, г. Нур-Султана и других городов Казахстана. Она ведет активную работу по пропаганде казахской танцевальной культуры в качестве педагога, постановщика, научного и общественного деятеля. В рамках международных конкурсов и фестивалей, семинаров она дает мастер-классы по казахскому танцу и неоказахской хореографии, читает лекции по истории казахского балета. 

 

 

Фото Алексея НЕКРАСОВА, Николая ПОСТНИКОВА, Сергали БАКИРОВА
liter.kz